Баннеры

 

 

 

 

Социум как он есть 

СОВРЕМЕННЫЕ ВЫЗОВЫ И ПРОПАГАНДА ТОЛЕРАНТНОСТИ

30 апреля 2017

Гюльнара Инандж, директор Международного онлайн информационно-аналитического центра «Этноглобус», политолог:

- За годы армяно-азербайджанского конфликта, который длится без малого уже 30 лет, и в Армении, и в Азербайджане выросло целое поколение, чьи восприятие мира и историческая память пропитаны злобой, агрессией, поиском виноватого, осуждением и т.д.

Любой негативный элемент, укрепившийся в подсознании человека, разрушает персональное и общественное сознание, постоянно нуждаясь в подпитке негативными эмоциями.

Ненависть и презрение уничтожают, в первую очередь, личность, отражаясь зеркально в общественном сознании.  Человек превращается в инструмент ненависти, теряется личность. Он начинает искать виновника в своих бедах, личных неудачах, социальной несостоятельности.

В нашем случае это нагорно-карабахская война.

Опасность этнических и религиозных войн заключается в том, что сознание формирует образ врага в лице конкретного этноса или религии. Это, в свою очередь, подпитывает и формирует этнический и религиозный шовинизм в его самых радикальных проявлениях.

В отличие от Армении в Азербайджане дети не воспитывались на необъективном освещении событий 1915 года, то есть, т.н. «геноцида армян», и ненависти к армянскому народу. Не только ненависть к другому народу или религии, но даже их неприятие рассматривались как признак плохого тона, маргинальность, регрессия общественного сознания.

К сожалению, когда оккупированы 20% территории твоей родины, а 1 миллион твоих соотечественников становится беженцами, то стратегия личного и общественного сознания меняется. Инстинкт самосохранения доминирует, требуя справедливости и наказания, освобождения оккупированных территорий.

Нагорно-карабахский конфликт, бесспорно, является цементирующим элементом общественного сознания азербайджанской нации со всеми  его этническими и религиозными сегментами.

Свидетельство тому апрельские бои 2016 года, когда все слои общества, затаив дыхание, ждали продолжения военных действий до освобождения всех оккупированных территорий.  Никто не считал потери, ведь речь шла о самом святом - освобождении захваченных неприятелем земель.

Здесь азербайджанское общество  продемонстрировало выработанный гражданский патриотизм, основанный  на обостренном чувстве справедливости, которое может быть удовлетворено только после возвращения утерянных территорий.  Подобный патриотизм после завершения нагорно-карабахского конфликта может плавно перейти в  плоскость особого сакрального отношения, некоего культа  святости родных земель.

Но любовь к своей земле, к своему народу и его защита не должны зиждется на ненависти. Если в подсознание укрепилась агрессия к  отличному от собственной личности индивидууму, то, потеряв поддержку в одной среде, эта личность ищет для себя новые источники подпитки. Что в свою очередь может  посеять недоверие к другим народам и религиям.

Одним из причин введения должности  государственного советника по межнациональным вопросам, вопросам мультикультурализма и религии являются эти вызовы. С этой же целью был создан Международный Бакинский центр мультикультурализма.

Системная пропаганда в Азербайджане культур различных этносов и религий ослабляет недоверие в общественном сознании  к другим народам, укрепляя взаимное уважение и терпимость через знакомство и усвоение культур друг друга, самовыражение через этническую и религиозную идентичность.

Азербайджанское общество в целом не агрессивное, а миролюбивое, лишенное экзальтированности и чрезвычайно толерантное. Но, к сожалению, нагорно-карабахский конфликт, современные агрессивные вызовы и широко распространенные технологии манипулирования имеют  значимое влияние на подсознание человека, на его поведенческий стереотип.

Стратегия пропаганды важности мультикультурного общества и его преимущества укрепляет толерантность азербайджанского общества, не позволяя внедриться агрессивности в любой форме его проявления.

Нагорно-карабахский конфликт сформировал в азербайджанском сознании, в какой-то мере, ощущение ошибочности, даже ущербности его миролюбивого и толерантного менталитета. Так как армянская агрессия и их человеконенавистничество помогло им оккупировать наши территории, а азербайджанцы со своей миролюбивостью и толерантностью оказались  в стане «униженных» и «оскорбленных».

Стратегия пропаганды преимуществ мультикультурального общества  и культуры совместного проживания постепенно начала возвращать в азербайджанское сознание правильное понимание собственной идентичности. Но одновременно и укреплять ощущение глобального восприятия современности, его исторической  поведенческой формулы в цивилизационном диалоге с представителями других религий и этносов.

Ведь после завершения войны агрессивность и недоверие, требуя выхода своей энергии, обернутся к самому социому, создавая новые форматы нетерпимости внутри общества. Именно эту негативную тенденцию и должно преодолеть азербайджанское общество, что, собственно говоря, оно уже достаточно успешно претворяет в жизнь.  

Социальный  отдел

NET-FAX - NET-ФАКС